Несколько публичных выступлений Владимира Путина в последние дни августа создали еще более нервозную обстановку на Западе. Пресса пестрит цитатами, в которых ищут тонкие и явные намеки и угрозы. Вот какие слова российского лидера вызвали наибольшую тревогу.
1. «Государственность» юго-востока Украины
«Нужно немедленно приступить к субстантивным содержательным переговорам и не по техническим вопросам, а по вопросам политической организации общества и государственности на юго-востоке Украины с целью безусловного обеспечения законных интересов людей, которые там проживают», - заявил президент в интервью 3-4 тысяч россиян», среди которых есть и военные. Но они, как он отметил, приезжают помогать добровольно во время своих отпусков.
4. «Имперская риторика»
«Мне кажется, что русский и украинский народ - это практически один народ, кто бы чего ни говорил, - заметил Путин, выступая на молодежном форуме «Селигер-2014». - Русская нация <...> изначально складывалась как многонациональная. Те люди, которые проживали тогда на сегодняшней территории Украины, иначе как русскими никогда себя и не называли».
Эти рассуждения, привязанные к реалиям царской, императорской России, сочли на Западе возможным признаком того, что Москва нацелена на оккупацию или аннексию очередной части Украины после Крыма.
5. «Газовое оружие»
Вот иллюстрация под заголовком «Путин упоминает свой козырь», которой Business Insider снабдил свою статью про слова президента РФ о надвигающейся зиме.
На вопрос ведущей «Первого канала», есть ли какие-то пути, чтобы помочь людям на юго-востоке Украины не замерзнуть зимой, Путин ответил: «Есть. Первое и необходимое условие - прекратить боевые действия немедленно и начать восстанавливать инфраструктуру. Начать пополнять необходимые запасы, проводить необходимые ремонтные, регламентные работы и готовиться к осенне-зимнему периоду».
Со стороны Путина это может быть скрытый намек, что если украинская армия не прекратит операцию, то Москва использует поставки газа в эту страну как оружие. Украинские энергетические потребности на 40% обеспечиваются газом и на 28% углем. Про угольные бассейны Донбасса, где идет война, сейчас можно забыть, так что остается газ.
Премьер Украины Арсений Яценюк признал в конце августа: «Может ли сейчас Украина прожить без российского газа? Не может. Сколько нам еще нужно купить российского газа? Около 5 миллиардов кубометров». Он, правда, добавил, что страна сможет экономить.
6. Ядерная мощь России и борьба за Арктику
И еще пара грозных заявлений, на которые СМИ обратили пристальное внимание.
«Естественно, мы всегда должны быть готовы отразить любую агрессию в отношении России. Всегда наши партнеры <...> должны понимать, что с нами лучше не связываться, что касается возможного вооруженного конфликта. Я хочу напомнить, что Россия является одной из наиболее мощных ядерных держав. Это не слова, это реалии», - заявил Путин на «Селигере».
«Мы продолжаем наращивать потенциал (Вооруженных сил)<...>, но не для того, чтобы кому-то угрожать, а для того, чтобы чувствовать себя в безопасности, чувствовать себя спокойно и иметь возможности реализовывать те планы, которые имеем мы в области развития экономики и социальной сферы», - продолжил он.
И в том же выступлении заявил: «Мы должны больше внимания уделить и вопросам развития Арктики, и укреплению там наших позиций. <...> Это касается и наших планов строительства атомного ледокольного флота, это касается наших планов возврата на отдельные территории, в том числе и острова: возврата и экономического, и военного».
«Чего хочет Путин?»
После речей Путина у Запада снова вопросов больше, чем ответов. И главный из них - какой развязки хочет Путин? Поддерживать нестабильность, расшатывая власти в Киеве и подталкивая их к децентрализации? Или все-таки у него более амбициозные планы, включая создание сухопутного коридора между Россией и Крымом?
Сам российский лидер пояснил корреспонденту Би-би-си 1 сентября, что сейчас главная задача - спасти мирных жителей крупных городов востока Украины, и потому ополченцы стремятся отодвинуть оттуда украинские вооруженные силы и артиллерию.
Но, по большому счету, речь в перспективе идет о том, что та суверенная Украина, которую мир знал до сих пор, будет перестроена в новое государство, заключает обозреватель The Moscow Times. И здесь для Москвы приемлемы все сценарии: замороженный конфликт, конфедерация по типу Боснии и Герцеговины или замена «прозападного режима» в Киеве на «умеренную коалицию» (например, Юлия Тимошенко и остатки правительства Виктора Януковича). Неприемлемый сценарий - длительная война на износ, и именно это предстоит украинскому президенту Петру Порошенко, если не будет уступок.
АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире