В 2001 году в России было 42 закрытых города. Как правило, это были города, связанные с производством оружия или военной техники. Чтобы попасть в такое место, необходимы были специальные документы и веская причина - к примеру, наличие проживающих там родственников. Сегодня закрытых городов в России осталось 15. Один из них - Озерск Челябинской области, по утверждениям журналистов, место с самым высоким в стране уровнем радиоактивного загрязнения.
После II Мировой войны в Челябинской области началось строительство "района №11", где должно было начаться производство советского плутония
Строительство будущего Озерска началось в 1945 году. На строительстве было задействовано около 40 000 человек. По утверждениям историков, в основном, это были лагерники, заключенные, которым за работу в "районе №11" гигантские 25-летние сроки заменяли пятью годами работы на стройке, а впоследствии - на подземных производственных сооружениях при строительстве и закладке реактора. По слухам, никто из первых строителей реактора не прожил более 5 лет
×
Плутониевое производство, официально именовавшееся производственным объединением "Маяк", заработало в 1947 году
Именно с 1947 года началась история будущего Озерска, тогда еще поселка при секретном производстве. Впрочем, официально этого города не существовало. У него долгое время не было даже своего имени - его называли "Челябинск-40", а позднее - "Челябинск-65". Люди, жившие там, не имели прописки по месту жительства, поселок не был обозначен на картах, а его территорию, по периметру обнесенную двойным кордоном из колючей проволоки, охраняли автоматчики. На картах России Озерск появился лишь в 1994 году.
Жизнь и работать в закрытом городе считалось престижным, и недостатка кадров здесь в советское время не ощущалось
Население закрытого города в СССР имело статус избранных. Здесь были высокие зарплаты и отличное снабжение: дефицита продуктов здесь не знали, равно как и дефицита промтоваров, который наблюдался во всех обычных городах союза. Повышенный радиоактивный фон считался не слишком значимой проблемой.
Между тем, радиационное заражение понемногу становилось существенной проблемой для Озерска
На протяжение нескольких десятилетий истории ПО "Маяк" здесь случилось несколько аварий, сопровождавшихся выбросом радиоактивных отходов. Первая крупная авария произошла в 1957 году, всего лишь через 10 лет после открытия производства. 29 сентября на ПО "Маяк" взорвалась одна из емкостей, в которой хранились высокорадиоактивные отходы. В результате взрыва радиоактивному заражению подвергся практически весь город. И не только город: после взрыва в Озерске образовался так называемый Восточно-Уральский радиоактивный след длиной около 300 километров и шириной 5 - 10 километров. По оценкам экспертов, заражение оказалось в 2-3 раза выше, чем три десятилетия спустя в Чернобыле. Из деревень на этой территории площадью около 20 тысяч кв.км. были выселены жители, однако сам Озерск продолжал функционировать, как ни в чем ни бывало.
Информацию об аварии власти закрыли, официально случившееся признали лишь в 1989 году
Местные жители о радиоактивном загрязнении прекрасно знали. Одно из местных озер, куда попало много радиоактивных отходов, - озеро Карачай - после аварии долгие годы называли "Плутониевым озером" или "озером смерти". К 1967 году озеро Карачай высохло. и радиоактивная пыль с его дна стала разлетаться по окрестностям. Тем не менее, точного уровня радиоактивного загрязнения
До сих пор значительная часть территории Восточно-Уральского радиоактивного следа запрещена для посещения из-за высокого уровня радиоактивного загрязнения
ПО "Маяк" и сегодня продолжает работать, и хотя столь же крупных аварий, как в 1957 году, здесь больше не случалось, ситуацию с уровнем радиоактивности в городе трудно назвать совершенно благополучной. Озерск находится в центре Восточно-Уральского радиоактивного следа, и, тем не менее, в городе на сегодня проживает около 80 тысяч человек, большинство из которых не собираются никуда уезжать.
Источник: — переведено специально для fishki.net
Ссылки по теме:
- Лампа-дракон дышит огнем на любителей "Игры престолов"!
- Звезда инстаграма путешествует по Австралии голышом
- Ален Бомбар: раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек
- Ниихау — запретный остров на Гавайях, куда не пускают чужаков
- Семейная пара нашла необычный способ экономить, путешествуя
Метки: закрытый город необычно озерск опасные места путешествия радиоактивность секретное место ядерное производство
Понравилось
20Новости партнёров
Загрузка...
Техника там работала очень колоритная.
В Челябинске его не ищите. Это адрес из той же серии, что и Арзамас-16, Красноярск-26, Томск-7, Свердловск-44, а еще Москва-400, Москва-600 и так далее. В секретных документах Челябинск-40 назывался Озёрском, но этого названия не было ни на одной советской карте. Жители Челябинска-40 не имели права называть имя города непосвященным.
Сразу после войны закрытый город Челябинск-40, он же Озёрск, строился заключенными одновременно с химическим комбинатом «Маяк». В охраняемом городе жили только те, кто работал на комбинате, и те, кто их охранял и обслуживал. Химический комбинат выпускал продукцию, отчитываясь перед Москвой за каждый произведенный грамм. Продукция называлась плутонием.
Плутоний нужен для производства ядерных бомб с романтическими названиями вроде «Татьяны» и разных термоядерных «Кузькиных матерей». Производство граммов плутония сопровождается появлением тысяч кубометров жидких радиоактивных отходов. Что с ними делать? Решение нашли простое и гениальное в своей простоте. Рядом течет речка Теча, так вот в речку!
До 1949 года лили много. Потом народ в деревнях по берегам речки начал понемногу вымирать, и сливать стали меньше.
Теча впадает в Исеть, Исеть в Тобол, Тобол в Иртыш, Иртыш в Обь. Истоки Иртыша в Китае, из Китая река течет в Казахстан, набирая радиоактивной мощи с Семипалатинского полигона, принимая по пути все новые дозы, в том числе из Тобола. Бассейн Иртыша больше полутора миллионов квадратных километров. Длина 4248 километров. Иртыш самая длинная в мире река-приток. Миссури на втором месте.
Течу, а за ней Исеть, Тобол, Иртыш и Обь загадили так, что сливать отходы начали в озера. Их на Урале хватает. Когда и озера в округе загадили, понадобилось искать новое решение. И нашли. Рыли котлованы диаметром 20 метров и глубиной 12 метров, на дне и стенках крепили арматуру и заливали бетоном. Затем дно и стенки выстилали нержавеющей сталью, сваривая воедино. Получалось нечто вроде большой кастрюли. На дно кастрюли по центру ставили круглый стальной нержавеющий столб диаметром полтора метра. От вершины стенок на вершину столба укладывали стальные нержавеющие фермы. Получалось нечто вроде велосипедного колеса со спицами. На колесо укладывали стальные листы, крепили арматуру, заливали бетоном. Получалась бетонная крышка толщиной метр. Сверху крышку засыпали слоем земли. Такие емкости возводились сотнями. В них сливали самые активные отходы.
Но оттого, что отходы радиоактивные, они продолжали выделять тепло, потому каждое такое сооружение следовало постоянно охлаждать. Но такие отходы среда предельно агрессивная. Вследствие коррозии вышла из строя система охлаждения банки № 14 комплекса С-3. Произошел саморазогрев содержимого. Вода мгновенно испарилась. Сухой остаток продолжал стремительно разогреваться. Когда температура перескочила за 300 градусов, крышка «кастрюли» подскочила вверх ну точно как на вашей кухне, когда жена по телевизору сериал досматривала. Крышка была не очень тяжелой. Всего 160 тонн. И слой земли сверху. Отбросило ее недалеко. Всего на 25 метров.
Ядерного взрыва не было. Был взрыв тепловой. Содержимое «кастрюли» было выброшено в воздух на два километра. Ветер подхватил облако и понес в северо-восточном направлении, осыпая всех, кто был внизу, радиоактивными осадками, словно голубиным пометом на фестивальном параде в Лужниках.
Жители уральских городов вечером наблюдали величественную картину: небо переливалось изумрудно-розовым сиянием. Народ успокоили: в этих широтах, оказывается, тоже бывает северное сияние. Иногда. Оно и дальше повторяться будет, потому не беспокойтесь.
На ликвидацию бросили зэков, солдат, студентов, школьников. От Челябинска-40 на северо-восток коридором в 300 километров и шириной 5-10 километров навсегда пролег ВУРС Восточно-Уральский радиоактивный след. Его площадь 23 тысячи квадратных километров. В 1968 году тут был учрежден заповедник, который нельзя посещать и через полвека после катастрофы. Его не откроют и через века.
Со всех, кто принимал участие в ликвидации последствий, взяли подписку о неразглашении. Но можно было и не брать. Студентам и школьникам, солдатам и зэкам не рассказывали, что тут произошло и какой опасности их подвергают. Они просто снимали и вывозили грунт, рушили дома в брошенных деревнях, рыли какие-то канавы, мыли тротуары и улицы Озёрска, стряхивали пыль с подоконников и скамеек, собирали опавшие листья в садах и парках, вели какие-то непонятные работы.
Потому ничего интересного и необычного они рассказать не могли.
Да и жили они после того совсем недолго.
Нам всегда везло. Нам всегда дико везло. Южнее Озёрска Челябинск, севернее Свердловск. Радиоактивный след прошел между ними! Не зацепив! Рядом Тюмень, Курган, Каменск-Уральский, Шадринск. И пронесло!
В зоне выпадения радиоактивных осадков проживало всего лишь 270 тысяч жителей. Да и «кастрюля» всего одна грохнула. И то не полная. И взрыва ядерного не было. Просто крышку подбросило.
И все же выброс радиоактивных отходов на «Маяке» был для того времени рекордным. Ни у кого в мире ничего подобного не случалось. Рекорд радиоактивного заражения наша страна держала 29 лет!
Рекорд этот был побит только взрывом в Чернобыле. И мы снова оказались впереди всей планеты! Пальму первенства по масштабам ядерных катастроф мы так никому в XX веке и не уступили!
Жаль, что наши бюрократы аж до 1990 года сведения о том, что случилось на «Маяке» держали в строжайшем секрете. Мир три десятка лет ничего не знал о наших «свершениях».
Доложили Жукову: на «Маяке» грохнуло, комбинат заражен. Планы производства плутония под угрозой.
Распорядился Жуков бросить войска на ликвидацию.
Доложили Хрущёву: на «Маяке» грохнуло. Меры принимаются. Министр среднего машиностроения Славский с заместителями работают на месте. По приказу Жукова войска с инженерной техникой приступили к работам. Лагерей на Урале в достатке, место взрыва расчищают заключенные. Местное население помогает.
Хрущёв...
Озерск на самом деле в советские времена был городом на особом положении - снабжался весьма неплохо - его население обзывали "шоколадниками".. Сейчас это обычный город, уровень жизни повыше чем в округе, но не так сильно как в "старые добрые времена". Разумеется и проблем хватает, как и у любого моногорода. И они в первую очередь не экологические, а экономические, денег на поддержание относительно богатой советской инфраструктуры катастрофически не хватает. Да и коррупционные скандалы, превратились практически в норму - два бывших мэра города получили судимости за воровство.
Недавно Озерск поучаствовал в информационной "рутениевой" волне, когда был отмечен повышенный (но не опасный для организма) выброс этого вещества. Списали всё на спутник.
Ну и коли про писюны разговор завели, то-же всё нормуль, все три стоят постоянно...
А строители думаю не проживали и 3 дней, поэтому вот со всей страны туда нагнали лагерников 20 миллионов, и они там все умерли от радиации и фонят до сих пор. Солженицин не даст соврать!
Цитирую:
С октября 1951 года озеро стали использовать как хранилище жидких радиоактивных отходов, что позволило значительно уменьшить их сброс в реку Теча. В озере скопилось около 120 млн кюри радиоактивных материалов в основном радиоактивные цезий-137 и стронций-90.
Период времени 1962 1966 годов был маловодным. Уровень воды озера Карачай сильно понизился, при этом оголилось несколько гектаров дна озера. В результате ветрового подъёма донных отложений с оголившихся участков дна водоёма весной 1967 г. было вынесено радиационных материалов примерно на 600 Ku на окружающую территорию, в том числе и за пределы химкомбината.
Внимание, спойлер:
Буква о пишется также после гласной 'и' или 'е' в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия или на -ей , -ея.
Эт с какого перепугу они померли?
Они же строили сооружения, а не закладывали туда ядерное топливо лопатами...так отчего же им так мало жить то ;) Их к работам с ядерными элементами допустить ну никак не могли...секретность жеж.
Вечная беда "историков" ...архивы давно открыты, всё можно проверить...ан нет..слухи.
Как Солженицин начал писать основываясь на слухах, так и до сих пор эта канитель продолжается.( начинаешь смотреть нормальные источники(есть историки которые ковыряют архивы, а не пишут по слухам) ..по факту 20 миллионов репрессированых нет, все гораздо скромнее. И такая байда во всем.)
Никто на подлог не пойдет. Потому что если что - это подсудное дело на долгий срок. А крайним быть никому не хочется.