12853
4
Полностью соглашаясь с утверждением, что Иван IV — фигура противоречивая, мы решили рассмотреть лишь одно из направлений его реформаторской деятельности: судебную реформу, сопровождавшуюся распространением пыток, широким применением смертной казни и массовыми репрессиями.
Пытки как вид наказания (зачастую заканчивающегося смертью), средство устрашения или способ получения информации известны с древнейших времен. Если зарождение пытки связывают с ритуальными религиозными практиками и военными обычаями, то по мере политического развития социума истязания инкорпорируются в судебную систему. Установление единоличной формы правления зачастую приводило к тому, что к жестоким нравам общества добавлялась личная жестокость (и изобретательность) правителя — таких примеров только европейская история знает десятки: от римских императоров Нерона и Калигулы до валашского князя Влада III и русской императрицы Анны Иоанновны.
Пытки как вид наказания (зачастую заканчивающегося смертью), средство устрашения или способ получения информации известны с древнейших времен. Если зарождение пытки связывают с ритуальными религиозными практиками и военными обычаями, то по мере политического развития социума истязания инкорпорируются в судебную систему. Установление единоличной формы правления зачастую приводило к тому, что к жестоким нравам общества добавлялась личная жестокость (и изобретательность) правителя — таких примеров только европейская история знает десятки: от римских императоров Нерона и Калигулы до валашского князя Влада III и русской императрицы Анны Иоанновны.
Почетное место в списке самых жестоких правителей в истории занимает и царь Иван Грозный. Несмотря на то, что доивановская история нашей страны не знает недостатка в кровожадных эпизодах (некоторая часть из них по традиции описывается в учебниках для начальной школы), именно при Иване IV пытки принимают в России системный характер. Происходит это не столько под влиянием субъективных факторов — особенностей личности царя, сколько в силу объективных причин — завершения формирования к XVI веку централизованного русского государства.
Исследователи и потомки наделили Ивана Грозного множеством характеристик, большей частью нелестных. Историки спорят о том, что толкало государя на те или иные поступки, однако два факта кажутся непреложными: царь Иван был, во-первых, человеком жестоким и, во-вторых, деспотичным — эталонным самодержавным правителем, не знавшим и не признававшим другой власти, кроме собственной. Так что приписываемое Грозному знаменитое изречение: «Жаловать есь мы своих холопов вольны, а и казнить вольны же», — не следует воспринимать буквально: под «холопами» понималось все государство.
Именно при Иване Грозном в обиход начинает вводиться понятие «государева (государственного) преступления». Соответствующее определение в законодательстве появится лишь столетием позже (в Соборном уложении 1649 года), но возникновение понятия преступления против государства, или попросту политического преступления, принято относить ко времени царствования Ивана IV. А вслед за понятием появляется и система политического сыска — которая просуществовала в нашей стране до конца XX века, а по мнению некоторых исследователей, продолжает существовать до сих пор (подробнее об этом можно прочитать, например, в книге Е.В. Анисимова «Русская пытка»).
В Европе позднего Средневековья и Нового времени применение истязаний увязывается с развитием розыскной (инквизиционной) формы уголовного процесса. Характерные для нее черты — отсутствие прав у обвиняемого, сращивание следствия, суда и отправления правосудия. Следствие при такой форме процесса нацелено на сбор формальных доказательств вины, наиболее совершенным (неоспоримым) из которых считается признание обвиняемого. Нетрудно понять, что такие правила игры способствуют совершенствованию самых жестоких методов получения признательных показаний.
Подобная система сложилась и в России. Судебник Ивана Грозного (1550 год) существенно ограничил распространенный ранее метод решения споров и запутанных дел путем боевого поединка спорящих сторон. А с появлением тайной полиции (опричнины, 1565 год) была выстроена система розыска, дознания и казни, опиравшаяся на намеренное причинение страданий обвиняемым. Истязания применялись и как способ получения признания, и как вид тяжелого наказания за совершенное преступление.
Исследователи и потомки наделили Ивана Грозного множеством характеристик, большей частью нелестных. Историки спорят о том, что толкало государя на те или иные поступки, однако два факта кажутся непреложными: царь Иван был, во-первых, человеком жестоким и, во-вторых, деспотичным — эталонным самодержавным правителем, не знавшим и не признававшим другой власти, кроме собственной. Так что приписываемое Грозному знаменитое изречение: «Жаловать есь мы своих холопов вольны, а и казнить вольны же», — не следует воспринимать буквально: под «холопами» понималось все государство.
Именно при Иване Грозном в обиход начинает вводиться понятие «государева (государственного) преступления». Соответствующее определение в законодательстве появится лишь столетием позже (в Соборном уложении 1649 года), но возникновение понятия преступления против государства, или попросту политического преступления, принято относить ко времени царствования Ивана IV. А вслед за понятием появляется и система политического сыска — которая просуществовала в нашей стране до конца XX века, а по мнению некоторых исследователей, продолжает существовать до сих пор (подробнее об этом можно прочитать, например, в книге Е.В. Анисимова «Русская пытка»).
В Европе позднего Средневековья и Нового времени применение истязаний увязывается с развитием розыскной (инквизиционной) формы уголовного процесса. Характерные для нее черты — отсутствие прав у обвиняемого, сращивание следствия, суда и отправления правосудия. Следствие при такой форме процесса нацелено на сбор формальных доказательств вины, наиболее совершенным (неоспоримым) из которых считается признание обвиняемого. Нетрудно понять, что такие правила игры способствуют совершенствованию самых жестоких методов получения признательных показаний.
Подобная система сложилась и в России. Судебник Ивана Грозного (1550 год) существенно ограничил распространенный ранее метод решения споров и запутанных дел путем боевого поединка спорящих сторон. А с появлением тайной полиции (опричнины, 1565 год) была выстроена система розыска, дознания и казни, опиравшаяся на намеренное причинение страданий обвиняемым. Истязания применялись и как способ получения признания, и как вид тяжелого наказания за совершенное преступление.
Одним из распространенных способов получения информации стал «роспрос под дыбой» (это приспособление известно в России еще с XIV века). Как правило, жертву «расспрашивали с увещеванием и угрозами» и лишь потом подвешивали на дыбу, часто привязывая к ногам дополнительный груз. После этого к подозреваемому применялись различные пытки — от битья кнутом до жжения огнем.
К этим же временам восходят некоторые русские поговорки, позволяющие узнать, какими еще способами можно было получить признание. К примеру, выражение «подлинная правда» происходит от процедуры битья допрашиваемого просмоленным кнутом-подлинником. Выражения «рассказать подноготную» и «в ногах правды нет», также отсылающие к пыткам, восходят, скорее всего, ко временам более давним. Впрочем, нет оснований полагать, что запускание игл или гвоздей под ногти рук и ног не практиковалось и во времена Ивана IV.
Для обвиняемых, признавших вину в ходе описанных процедур, были определены различные наказания — в зависимости от тяжести совершенного преступления. Практиковалась, в частности, ссылка, в том числе и на каторжные работы (при Иване Грозном местами ссылки чаще всего служили Урал и другие окраины европейской России; первая ссылка в Сибирь считается делом рук Бориса Годунова, который отправил в Пелымский острог жителей города Углича в связи с убийством царевича Дмитрия). В отношении каторжан одновременно применялись и телесные наказания — к примеру, битье кнутами или палками, «резание носов» — удаление крыльев носа раскаленными или холодными щипцами.
Наказанием за тяжкие уголовные и политические преступления была смертная казнь. Перечень преступлений, караемых смертью, постепенно расширялся предшественниками Ивана Грозного. К примеру, в конце XIV века смертная казнь предусматривалась за кражу, совершенную в третий раз, но не за убийство.
Судебник Ивана III (1497 год) вводил смертную казнь за некоторые виды убийства, разбой, измену, религиозные преступления. Судебник Ивана Грозного сделал смертную казнь одним из самых частых видов наказания. К примеру, при наличии признания обвиняемого, смертью могла караться первая кража («...и скажет на собя сам, ино его казнить смертною казнию»). Отдельные царские указы предписывали казнить за разбой, государственную измену, учинение мятежа, подделку монет. Причем казнь должна была осуществляться публично и сопровождаться пытками.
К этим же временам восходят некоторые русские поговорки, позволяющие узнать, какими еще способами можно было получить признание. К примеру, выражение «подлинная правда» происходит от процедуры битья допрашиваемого просмоленным кнутом-подлинником. Выражения «рассказать подноготную» и «в ногах правды нет», также отсылающие к пыткам, восходят, скорее всего, ко временам более давним. Впрочем, нет оснований полагать, что запускание игл или гвоздей под ногти рук и ног не практиковалось и во времена Ивана IV.
Для обвиняемых, признавших вину в ходе описанных процедур, были определены различные наказания — в зависимости от тяжести совершенного преступления. Практиковалась, в частности, ссылка, в том числе и на каторжные работы (при Иване Грозном местами ссылки чаще всего служили Урал и другие окраины европейской России; первая ссылка в Сибирь считается делом рук Бориса Годунова, который отправил в Пелымский острог жителей города Углича в связи с убийством царевича Дмитрия). В отношении каторжан одновременно применялись и телесные наказания — к примеру, битье кнутами или палками, «резание носов» — удаление крыльев носа раскаленными или холодными щипцами.
Наказанием за тяжкие уголовные и политические преступления была смертная казнь. Перечень преступлений, караемых смертью, постепенно расширялся предшественниками Ивана Грозного. К примеру, в конце XIV века смертная казнь предусматривалась за кражу, совершенную в третий раз, но не за убийство.
Судебник Ивана III (1497 год) вводил смертную казнь за некоторые виды убийства, разбой, измену, религиозные преступления. Судебник Ивана Грозного сделал смертную казнь одним из самых частых видов наказания. К примеру, при наличии признания обвиняемого, смертью могла караться первая кража («...и скажет на собя сам, ино его казнить смертною казнию»). Отдельные царские указы предписывали казнить за разбой, государственную измену, учинение мятежа, подделку монет. Причем казнь должна была осуществляться публично и сопровождаться пытками.
В царствование Ивана Грозного в России применялись и тривиальные наказания — как например отрубание головы или повешение (за шею, ноги или ребро). Однако эту эпоху принято связывать и с особенно жестокими видами казни. Считается, к примеру, что одним из излюбленных методов казни в те времена было посажение на кол — одно из самых мучительных наказаний: искусство палача состояло в том, чтобы не повредить в процессе жизненно важных органов, и не избавить ненароком осужденного от страданий. Действительно, такое наказание встречалось в XVI веке относительно часто, однако едва ли Иван Грозный отдавал ему специальное предпочтение перед другими видами казни.
Более распространенной формой государственного воздаяния за политические преступление было четвертование — расчленение тела преступника с помощью топора. Если осужденный заслужил к себе гуманное отношение государя, то сперва он лишался головы и только потом — рук и ног. В ином случае казнь осуществлялась в обратной последовательности. Четвертование с помощью лошадей в России не практиковалось.
Вопреки расхожему мнению, при Иване Грозном не практиковалось колесование — переламывание костей с помощью колеса или привязывание к колесу и переламывание конечностей с помощью лома. Этот вид казни, известный еще с Античности, вновь распространился в Западной Европе в XVII веке, а в России первое упоминание о нем относится к 1696 году. Впоследствии колесование широко применялось при Петре I.
Более распространенной формой государственного воздаяния за политические преступление было четвертование — расчленение тела преступника с помощью топора. Если осужденный заслужил к себе гуманное отношение государя, то сперва он лишался головы и только потом — рук и ног. В ином случае казнь осуществлялась в обратной последовательности. Четвертование с помощью лошадей в России не практиковалось.
Вопреки расхожему мнению, при Иване Грозном не практиковалось колесование — переламывание костей с помощью колеса или привязывание к колесу и переламывание конечностей с помощью лома. Этот вид казни, известный еще с Античности, вновь распространился в Западной Европе в XVII веке, а в России первое упоминание о нем относится к 1696 году. Впоследствии колесование широко применялось при Петре I.
Однако Иван Грозный запомнился и тем, что лично определял для осужденных вид казни, часто не предусмотренный устоявшейся практикой тех времен. Дошли сведения о попеременном обливании приговоренных кипятком и ледяной водой; подвешивании вверх ногами и последующем рассечении на части; утоплении в реке, в том числе и как метода массовой казни (такая участь постигла в 1570 году несколько сотен представителей новгородской знати, а годом позже — 80 жен ранее казненных московских дворян). Массовые расправы в период опричнины были явлением нередким. Московские казни 1570-71 годов, когда в городе были убиты тысячи человек, в том числе и бывшие приближенные царя, стали пиком опричного террора.
Ивану Грозному приписывают изобретение заживо варить в котлах подозреваемых в измене. Существуют сведения, что после массовых казней Иван Грозный каждому своему придворному определил день смерти и способ казни: одним приказал отрубить руки, одну ногу и голову, другим же приказывал разрезать живот, потом рубить ноги, руки и голову. Впрочем, ему же приписывают такое изречение: «Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов — множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!»
Другие примеры изобретательности царя дошли до нас в качестве единичных случаев, своеобразных исторических анекдотов. Одной из самых кровавых считается казнь главы иностранного приказа дьяка Ивана Висковатого: в 1570 году царь обвинил его в сговоре с литовским королем и турецким султаном и повелел казнить, привязав к столбу и приказав своим приближенным заживо отрезать от его тела по куску. Опричник Иван Реутов, отрезавший кусок, ставший для Висковатого последним, был обвинен царем в попытке смягчить страдания осужденного. Реутова Иван Грозный тоже приказал казнить, но тот умер от чумы, не дожив до исполнения приговора.
Известны и другие подобные истории: прибивание шапки к голове посла, не успевшего ее снять; своеобразное четвертование дьяка, принявшего взятку в виде жареного гуся, начиненного деньгами; повешение дворянина по фамилии Овцын на одной перекладине с овцой; зашивание осужденного в медвежью шкуру и последующая травля собаками — этой казни подвергся, в частности, новгородский епископ Леонид. О непростых отношениях царя с церковью и ее служителями известно немало. В частности, Ивану Грозному приписывается приказ привязать нескольких монахов к бочке с порохом и взорвать: чтобы сразу отправились на небеса, как ангелы. И несмотря на то, что подобные процедуры при преемниках Ивана IV не прижились, многие заложенные при нем принципы легли в основу судебно-дознавательной системы, существовавшей в России и в куда более просвещенные времена.
Ивану Грозному приписывают изобретение заживо варить в котлах подозреваемых в измене. Существуют сведения, что после массовых казней Иван Грозный каждому своему придворному определил день смерти и способ казни: одним приказал отрубить руки, одну ногу и голову, другим же приказывал разрезать живот, потом рубить ноги, руки и голову. Впрочем, ему же приписывают такое изречение: «Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов — множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!»
Другие примеры изобретательности царя дошли до нас в качестве единичных случаев, своеобразных исторических анекдотов. Одной из самых кровавых считается казнь главы иностранного приказа дьяка Ивана Висковатого: в 1570 году царь обвинил его в сговоре с литовским королем и турецким султаном и повелел казнить, привязав к столбу и приказав своим приближенным заживо отрезать от его тела по куску. Опричник Иван Реутов, отрезавший кусок, ставший для Висковатого последним, был обвинен царем в попытке смягчить страдания осужденного. Реутова Иван Грозный тоже приказал казнить, но тот умер от чумы, не дожив до исполнения приговора.
Известны и другие подобные истории: прибивание шапки к голове посла, не успевшего ее снять; своеобразное четвертование дьяка, принявшего взятку в виде жареного гуся, начиненного деньгами; повешение дворянина по фамилии Овцын на одной перекладине с овцой; зашивание осужденного в медвежью шкуру и последующая травля собаками — этой казни подвергся, в частности, новгородский епископ Леонид. О непростых отношениях царя с церковью и ее служителями известно немало. В частности, Ивану Грозному приписывается приказ привязать нескольких монахов к бочке с порохом и взорвать: чтобы сразу отправились на небеса, как ангелы. И несмотря на то, что подобные процедуры при преемниках Ивана IV не прижились, многие заложенные при нем принципы легли в основу судебно-дознавательной системы, существовавшей в России и в куда более просвещенные времена.
Новости партнёров
реклама
Ложь и мифы об Иване ГРОЗНОМ - 2"Душегуб, сатрап, маньяк" Иван Грозный за 30 лет своего царствования казнил около 4,5 тысяч человек, в том числе и за уголовные преступления. Много это или мало? Всё познается в сравнении, так? Так давайте обратимся к историческим сравнениям с западноевропейскими монархами, царствующими в ТО ЖЕ ВРЕМЯ.
«В Англии за первую половину XV века было повешено только за бродяжничество 70 тысяч человек.
В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100 тысяч человек.
Герцог Альба уничтожил при взятии Антверпена 8 тысяч и в Гарлеме 20 тысяч человек, а всего в Нидерландах испанцы убили около 100 тысяч человек». (В. В. Манягин. Вождь Воинствующей Церкви, М. 2003).
Французский король Карл IX лично участвовал в резне Варфоломеевской ночи, когда за одну ночь с 24 на 25 августа 1572 г. только в Париже было уничтожено около 2 тысяч человек. Тогда во Франции в течение двух недель погибло около 30 тысяч протестантов.
При этом западные правители – современники Ивана Грозного - являются высоко почитаемыми историческими личностями. А вот Царь Иоанн воспринимается как тиран и деспот.
От истории «просвещенного» Запада обратимся к истории Запада католического и возьмем период приблизительно такой же по времени, как и царствование Ивана Грозного:
- Иоганн Тилли, полководец Католической лиги, овладев со своими войсками Магдебургом, уничтожил всех его жителей, 30 тысяч человек, и полностью сжег город.
- в немецкой земле Гессен были стерты с лица земли 17 городов и 300 сел.
- в Чехии из трехмиллионного населения уцелело только 800 тысяч человек.
В Европе, которая считается образцом добродетели и справедливости, примерно за тот период, который совпадает с правлением Ивана Грозного, было казнено 378 тысяч человек, а в России при Иоанне Грозном были казнены 4-5 тысяч.
Так почему же Европа считается доброй и справедливой, а русский Царь Иван Грозный обвиняется в жестокости?
Можно порассуждать о «слезинке ребенка» и сказать, что смерть и одного человека - это ужасно. Однако обвинять правителя государства в вынесении смертного приговора преступнику недостойно историков.
Есть летописный рассказ о св. князе Владимире, который после крещения отказывался карать разбойников смертной казнью и объяснял это так: «Боюсь греха». Так священники едва убедили князя в том, что в числе других его обязанностей перед Богом есть обязанность ограждения в своих владениях добрых людей и наказания злых. А ныне выполнение таких обязанностей Иоанном Грозным пытаются представить как преступление?
Дальше. Во времена царствования Иоанна IV к смертной казни приговаривали за: убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственную измену.
Для сравнения:
во время правления Царя Алексея Михайловича смертной казнью карались уже 80 видов преступлений,
а при Петре I – более 120!
Каждый смертный приговор при Иоанне IV утверждался лично Царем. Смертный приговор князьям и боярам утверждался Боярской Думой.
Тем не менее, Иоанна Грозного сделали символом деспотизма. Причем острие обвинений направлено не только на личность Царя, но также на Россию и русских.
Основополагающий вклад в «реабилитацию» Иоанна IV внесла книга «Иван Грозный» Р.Ю. Виннера (1922г). Хорошо известна и та высокая оценка, которую дал Грозному Царю И.В. Сталин в 1947г.
Виннер писал: «Те историки, которые стали бы настаивать на беспредельной ярости Ивана Грозного, должны бы задуматься над тем, насколько антигосударственно были в это время настроены высшие классы, значительная часть боярства и духовенства: замысел покушения на жизнь Царя был тесно связан с отдачей врагу не только вновь завоеванной территории, но и старых русских земель и богатств Московской державы; дело шло о внутреннем подрыве, об интервенции, о разделе великого государства».
Так почему же Иван Грозный из всех русских царей особенно ненавистен антисистеме? Вопрос риторический...
2.МИФ ОБ УБИЙСТВЕ СЫНА
Помните картину «известного русского историка в живописи» Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына»? Известно, что, увидев её в 1885-м в Санкт-Петербурге на выставке, обер-прокурор Святейшего Синода и выдающийся русский мыслитель Константин Петрович Победоносцев был крайне возмущен ее сюжетом, в котором вымысел выдавался за факт.
Впервые опроверг эту клевету на Царя митрополит Иоанн в своей книге «Самодержавие Духа», где доказал, что царевич Иоанн умер от тяжелой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство. Нет никаких сведений об этом и в летописях того периода.
Так, в Московском летописце за 7090 (1581 г.) год написано: «...преставися царевич Иоанн Иоаннович». Пискаревский летописец указывает более подробно: «...в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день... преставление царевича Иоанна Иоанновича». В Новгородской четвертой летописи говорится: «Того же (7090) году преставися царевич Иоанн Иоаннович на утрени в Слободе...». Морозовская летопись констатирует: «...не стало царевича Иоанна Иоанновича». Разные летописи, разные не связанные между собой авторы. И нигде ничего не говорится о том, что царевич умер в результате убийства.
Тогда, в чем же причина этой смерти?
В.В. Манягин пишет об этом: «По поводу болезни можно сказать определенно – это было отравление сулемой (дихлорид ртути). Смерть, вызванная ею, мучительна, а доза, вызывающая такой исход, не превышает 0,18 грамма» (В. В. Манягин. Вождь Воинствующей Церкви, 2003).
Откуда у автора эта уверенность?
«В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Иоанна, Царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского.
При исследовании останков была проверена версия об отравлении Царя Иоанна Грозного. Ученые обнаружили, что содержание мышьяка примерно одинаково во всех четырех скелетах и не превышает нормы. Но в костях Царя Иоанна и царевича Иоанна было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.
Данные этих исследований позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен (Итоги, № 37(327), 17 сентября 2002).
Таким образом, историческая наука опровергает версию об убийстве царем Иоанном Васильевичем своего сына».
Укорененность мифов, связанных с именем Ивана Грозного в нашем сознании, показывает, какое влияние оказывает лжеистория на наш народ и как активно работает антисистема в направлении дискредитации нашего прошлого.
3.МИФ ОБ ОПРИЧНИНЕ
В политическом смысле опричнина была тем, что сейчас называется чрезвычайным положением. Царю предоставлялось право без совета с Боярской Думой судить и казнить изменников и еретиков, реквизировать их имущество, отправлять в ссылку. Освященный собор вкупе с Боярской Думой утвердил эти особые полномочия.
Прежде всего Царь переселил в Казанское царство около 180 представителей княжеских родов из Владимиро-Суздальской земли, реквизировал их родовые вотчины и выдал взамен поместья под Казанью. Так было подорвано политическое и экономическое влияние родовой аристократии.
Пострадала и старомосковская знать (Шереметевы, Морозовы, Головины), но гораздо меньше, так как в силу рождения не могла претендовать на политическую власть. Здесь целью была конфискация родовых вотчин..
Территория государства была разделена на две части – государев удел (опричь) - опричные области, подчиненные Царю, и земщину, где правила Боярская дума и земские бояре. В государевом уделе были созданы «свои» дума, приказы, личная гвардия Царя – опричники (до 1 тыс. опричников в начале и к концу опричнины – до 6 тыс.).
Можно сказать, что опричники являли собой военно-монашеский орден, предназначенный для защиты единства государства и чистоты веры. Александровская слобода была перестроена и являлась подобием монастыря. При поступлении на опричную службу давалась клятва, напоминавшая монастырский обет отречения от всего мирского. Жизнь там регламентировалась уставом, составленным лично Иоанном, и была строже, чем во многих настоящих монастырях. В полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра – к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом богослужение занимало около девяти часов в день!
Многие историки пытаются представить все это ханжеством, но не могут подтвердить свои обвинения реальными фактами. Тем, кто твердит о ханжестве, предлагаем пожить «по-царски» хотя бы месяц, чтобы убедиться, что без глубокой веры подобный ритм жизни просто невозможен. А ведь Иоанн жил так годами! (В. Манягин. Правда Грозного Царя).
На борьбу Иоанна Грозного с боярами народ смотрел как «на выведение измены». Народ инстинктивно чувствовал, что ждать добра от власти, которая опирается на одни человеческие желания, не приходится. Царь в представлении народа должен не только миловать, но и карать. Поэтому Царь не может отличаться только одной кротостью. «Овых милуйте рассуждающее, овых страхом спасайте», – говорит Грозный.
Обязанности Царя нельзя мерить меркой частного человека. «Иное дело свою душу спасать, иное же о многих душах и телесах пещися». Нужно различать условия.
Царь сам наказуется от Бога, если его «несмотрением» происходит зло.
Власть столь важная должна быть едина и неограниченна. Если управляемые будут не под единой властью, то хотя бы они в отдельности были и храбры и разумны, общее правление окажется «подобно безумию». (В. Манягин. Правда Грозного Царя).
Государственной целью опричнины было уничтожение родовитого боярства, ориентированного на сепаратизм и удельные притязания, и замена его дворянством – новым сословием служилых людей, награждаемых государем исключительно за верную службу государству.
Стремление создать войско, непосредственно подчиненное Царю, было связано еще и с тем, что боярские семьи, претендовавшие на власть, имели собственные наемные вооруженные отряды.
Однако опричнина выполняла и иную задачу.
Царю пришлось бороться против «ереси жидовствующих», которая пустила корни во многие поры русского общества. Особенно -в боярскую верхушку и высшую служилую бюрократию.
В этих условиях Царю Ивану требовался охранный корпус, не зараженный ересью. (Игорь Фроянов. Сталин и Грозный, Советская Россия. 29 июня 2005).
«Опричнина» замышлялась и осуществлялась царем по совету с державным духовенством и считалась чрезвычайным церковно-государственным мероприятием по образцу апокалипсической священной войны с силами антихриста.
Вот почему противоречивые и непонятные действия опричников и самого Царя, соблюдавших в Александровской слободе монастырский устав, но в то же время казнями выводивших крамолу на Русской земле, находят объяснение, если посмотреть на них под новым углом зрения (Н. А. Веселова. Оклеветанные историей: Иоанн IV (Грозный)).
В 1572 году Иван IV формально отменил опричнину. За все время царствования Ивана IV, по оценке Р. Скрынникова, проанализировавшего поминальные списки (синодики), было казнено около 4,5 тысячи человек.
Митрополит Иоанн пишет: «С момента учреждения опричнины до смерти Царя прошло тридцать лет. 100 казней в год, учитывая уголовных преступников. Судите сами, много это или мало. При том, что периодическое возникновение «широко разветвленных заговоров» не отрицает ни один уважающий себя историк».
Сам Грозный говорил о себе: я зол только для злых, а для добрых я согласен отдать последнюю одежду. «Однажды Царь попал в притон воров и, прикидываясь недовольным порядками в Московском царстве, начал хулить Царя «Ивашку», называть его кровопийцем и тираном. В ответ он услышал нарастающее гудение, а один из присутствующих врезал Иоанну кулаком в ухо. Царь велел всех арестовать, а несдержанному вору сказал: «Долга поистине у тебя рука, что достала вчера вечером до главы Царя своего. Повелеваю – да будет навсегда имя твое и твоему потомству – Долгорукие». После сего возвел он его в дворянское звание».
Митрополит Иоанн: «Земщина и опричнина в конце концов смешались, и последняя тихо отмирала по мере осмысления правящим классом России своего религиозного долга, своего места в общерусском служении».
4.МИФ ОБ УБИЙСТВЕ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА.
В вину Ивану Грозному ставят убийство святителя Филиппа. Даже из уст Патриарха Алексия прозвучало: «Канонизация Иоанна Грозного означает деканонизацию Митрополита Филиппа». Кто же вложил в уста Святейшего такую ложь? В действительности митрополит Филипп Колычев был другом детства Ивана Грозного. Бояре Колычевы оказались замешанными в заговоре, по которому в местечке Радошковичи под Минском они должны были арестовать Царя Ивана Грозного и выдать его королю Сигизмунду. Король польский вошел с 60 000 войском в Радошковичи, т.е. свою часть совместного с новгородцами преступного плана выполнил, но предателей не дождался.
Царское око видит далеко! Господь даровал Опричному Царю вскрыть заговор. Тогда Колычевы попали под следствие. Митрополит Филипп стал хлопотать за сродников и был предан церковному суду, который не только лишил его сана, но даже приговорил к смертной казни. Этот факт умалчивается. Обратите внимание: не Царь, а Собор Церковный судил Митрополита Филиппа! Царь Иван, наоборот, как мог, защищал владыку на суде, и, быть может, впервые в истории выступил на процессе в качестве адвоката опального митрополита. Царь подчинился соборному приговору, но его не утвердил. Приговор был подтвержден Боярской Думой. Нет ничего тайного, что не станет явным. В скором времени клевета открылась, Государь предал суду его клеветников. «Наступила пора тайного заговора, – пишет историк П. Садиков, – заговорщики решили использовать предстоящей осенью 1567 года поход Царя против Литвы и известили короля, что как только Русские войска войдут в соприкосновение с литовцами, Царь Иван будет схвачен и выдан королю.
Сигизмунд*Август поэтому действительно, с армией в 60 тыс. человек вышел и остановился в местечке Радошковичи… Князь Владимир Андреевич, испугавшись очередного провала заговора (он сам был участником), вместе с князем Мстиславским, спасая себя, открыл все, что знал, Царю. Царь, минуя Москву, уехал в Александрову Слободу, куда прибыл 21 ноября 1567 года. Король, прождав напрасно, распустил войско и вернулся в Гродно (Списки заговорщиков хранились у И. П. Федорова и поименный перечень предателей и изменников стал известен Царю). Факт и размеры заговора настолько поразили Ивана Грозного, что у него в 1567 году мелькнула мысль о выезде вместе с семьей за границу, и в этом направлении он завел переписку с английской королевой Елизаветой. Перед началом похода против изменников Иван Грозный обратился к митрополиту Филиппу за благословением, но получил отповедь и публичное обличение в церкви.
Многие из рода Колычевых оказались замешаны и были казнены. Филипп возбудил против себя мно-гих опричников. Филипп был обвинен в порочной жизни, 8 ноября с позором изгнан, осужден Собором и Боярской Думой и сослан в Тверской Отрочь монастырь». Фундаментальное академическое издание «Всемирная история» в 10 томах так излагает эти события:
«Широкая сеть нового заговора охватила московское боярство, высшее духовенство и часть приказной бюрократии. Заговорщики связались с польским королем Сигизмундом Августом. Предполагалось захватить Ивана Грозного во время осеннего похода 1567 года, а на Русский престол посадить князя Владимира Старицкого или даже отдать страну под власть польского короля. Правительство, однако, раскрыло заговор. Прежде всего, казнен его глава – боярин И. Федоров. Митрополит Филипп (происходивший из боярской семьи Колычевых) пытался выступить в защиту заговорщиков, но был осужден, сослан, а позднее умерщвлен».
Авторы столь солидного издания не решались при-писать Ивану Грозному умерщвление святителя Филиппа. «Тактика интриги была проста, – утверждает митрополит Иоанн (Снычев), – лгать Царю про митрополита, а святителю клеветать на Царя. При этом главным было не допустить, чтобы недоразумение разрешилось при личной встрече… Время шло, и злые семена лжи давали первые всходы. Царю удалось было внушить, что Филипп, вопреки обещанию, стремится вмешиваться в Государевы дела. Для митрополита не были тайной планы врагов. «Вижу, – говорил он, – готовящуюся мне кончину, но знаете ли, почему меня хотят изгнать отсюда и возбуждают против меня Царя? Потому что не льстил я пред ними... Впрочем, чтобы то ни было, не перестану говорить истину, да не тщетно ношу сан святительский».
Легко догадаться, перед кем не льстил святитель. Опричный монах Григорий (Малюта Скуратов) был послан Царем к Митрополиту Филиппу за благословением на святое дело искоренения новой вспышки ереси жидовствующих в Новгороде. Иван Грозный желал взять митрополита Филиппа с собой в Новгород как специалиста по расследованию и изобличению ереси жидовствующих и как главного свидетеля в деле предательства Пимена. Враги Царя предчувствовали свое разоблачение и сделали все, чтобы святитель Филипп не доехал до Новгорода. Григорий (Малюта) Скуратов по пути в Тверь был атакован отрядом наемников в числе 500 человек и чудом остался жив, добравшись до Успенского монастыря и еле живым от полученных в область живота ран. Как и следовало ожидать, Григорий застал святителя уже во гробе. Враги Царя и Рос-сии задушили митрополита до прибытия Малюты. Трепетали, иуды!
Впоследствии, как и следовало того ожидать от исконных «клеветников, врагов России» (А. С. Пушкин), появилась лживая версия, что это якобы Иван Грозный послал инока Григория умертвить митрополита Филиппа. «В действительности, – как пишет митрополит Иоанн (Снычев), – в декабре 1569 года Царь с опричной дружиной двинулся в Новгород для личного расследования дела об измене и покровительстве жидовствующим еретикам. В ходе расследования могли вскрыться связи новгородских изменников с московской боярской группой, замешанной в деле устранения святителя Филиппа с митрополии.
В этих условиях опальный митрополит становился опаснейшим свидетелем. Его решили убрать и едва успели это сделать, как Царь уже подходил к Твери… Опасения заговорщиков оправдались… Царь наложил свою Грозную опалу на всех виновников и пособников смерти митрополита Филиппа».
5.МИФ О ПОРАЖЕНИЯХ ИВАНА IV - ПОЛКОВОДЦА
Битва при Молодях
Царь Иван Грозный защищал Веру и государственность, твердо следуя заветам Александра Невского, что «Бог не в силе, а в правде». Чем еще, как не силой духа, можно объяснить победу в битве при Молодях.
Предыстория этой битвы такова. В XVI в. крымские татары регулярно совершали набеги на Московию. Предавали огню города и села, угоняли в рабство народ. Кульминацией стал 1571 г., когда войско хана Девлет- Гирея изменой дотла сожгло Москву. Люди прятались в Кремле, войска хана подожгли и его. Вся Москва-река была завалена трупами, течение остановилось...
Помимо Москвы крымский хан разорил и центральные области, вырезал 36 городов, собрал 100-тысячный полон и ушел в Крым. С дороги он послал Царю нож, «чтобы
Иван зарезал себя». Хан считал, что Россия обессилена и больше не сможет сопротивляться.
В 1572 году войска Девлет-Гирея вновь двинулись на Москву. Цель – полное уничтожение государства. Иван Грозный сумел собрать лишь 20-тысячную армию против 120 тысяч противника. Настал самый критический момент в истории Московского царства.
Битва произошла 29 июля – 3 августа 1572 года недалеко от Москвы, у деревни Молоди. Сошлись две армии русские войска и армия Девлет-Гирея, включавшая еще и турецкие и ногайские отряды. Соотношение сил: 20 против 120. Несмотря на численное превосходство, крымская армия была наголову разбита и понесла огромные потери (по некоторым данным, чуть ли не 100 тыс. человек). Турецкие янычары были истреблены полностью.
После этого крымские ханы уже не думали о набегах на российскую столицу. Крымско-турецкая агрессия против Русского государства была остановлена.
Чудом спаслась тогда Русь. И именно опричное войско сыграло решающую роль в победе.
Битву при Молодях иногда называют «Неизвестное Бородино», между тем об этом не пишут в учебниках, не снимают фильмы, не кричат с газетных полос. Это и не удивительно, ведь в противном случае можно дойти до пересмотра нашей истории и героизации Ивана Грозного». (В.М. Белоцерковец. Битва при Молодях).
Историк Н. П. Аксаков утверждал: «Время Иоанна Грозного – есть Золотой век нашего прошлого, когда получила свое наиполнейшее выражение, свойственная духу русского народа основная формула русской общности: Земле –сила мнения, Государству –сила власти». Собор и опричнина были ее столпами.
«Великая тайна опричнины откроется лишь тому – грядущему – Русскому Государю, который станет последним настоящим наследником святого равноапостольного царя Константина Великого и Византийских Государей. .
«Очищенная опричниной от чужебесия Россия бесповоротно стала на путь служения Христу. Под мощную руку Москвы шли добровольно многие народы. Бог помогал Иоанну Грозному, покров Божией Матери спасал Россию от врагов».
В царствование Генриха VIII, примерно в это же время, в «цивилизованной» Британии было казнено 72 тысячи человек (около 2,5% всего населения страны) «за бродяжничество и попрошайничество», а при королеве Елизавете – 89 тысяч человек!
А откуда взялось вдруг столько бродяг, что их пришлось вдоль дорог развешивать? А это были просто крестьяне, согнанные со своих земель – индустриальной Англии нужны были пастбища для овец. На перекрёстках дорог стояли вооружённые стражники, останавливали всякого проходящего, и если он не мог убедительно доказать, что он местный арендатор, волокли его на виселицу, не утруждая себя доказательством вины и крючкотворством судопроизводства.
В 1525 году в Германии при подавлении крестьянского восстания казнили более 100 тысяч человек.
Именно во время правления Ивана Грозного, с 1547 по 1584 год в Нидерландах, находившихся под властью испанских королей Карла V и Филиппа II, число жертв доходило до 100 тысяч! Причём были это, прежде всего казнённые или умершие под пытками «еретики». Так что давайте не будем присваивать Ивану Грозному почетное место самого жестокого правителя. Да он божий одуваньчик среди своих "просвещенных европейских коллег". А выставку орудий пыток вы видели? Все эти терновые венцы, испанские сапоги, железные девы? Какие же мы младенцы в сравнении с ними. Опять кто то хочет выставить нас варварами. Источников много, часть в тексте указана - проверяйте.
"В царствование Генриха VIII, примерно в это же время, в «цивилизованной» Британии было казнено 72 тысячи человек (около 2,5% всего населения страны) «за бродяжничество и попрошайничество», а при королеве Елизавете – 89 тысяч человек!"
Там в общем то происходило тоже, что в России в конце 17-го, начале 18 века. Т.е. религиозная реформа, внутренние и внешние конфликты и т.д. Да и народу у них больше:).
"В 1525 году в Германии при подавлении крестьянского восстания казнили более 100 тысяч человек.
Именно во время правления Ивана Грозного, с 1547 по 1584 год в Нидерландах, находившихся под властью испанских королей Карла V и Филиппа II, число жертв доходило до 100 тысяч! ".
Давайте сравнивать уж не с Грозным, а со Смутой или Алексеем Михалычем и восстанием Стеньки Разина. Потому как все таки крестьянская война, это не тихое в этом плане правление Грозного. Ну а уж война в Нидерландах - это вообще ад, там и революция и религиозная и освободительная война. Поэтому сравнения казней Грозного и европейских дел не корректны.
срочно ввести в УК РФ.